Астана қаласының нышаны
В основу герба положен круг как выражение идеи совершенства, абсолюта и вечности. Центральным элементом является объединение двух символов – Байтерека и Шанырака.
Данное художественное решение является образным выражением вектора развития современного Казахстана, который совмещает в себе как знак города, так и символ страны. Байтерек – мировое древо, являющееся олицетворением вселенной. Он понимается как космос в виде живого развивающегося организма.

Это тесно связано с символикой центра. Шанырак понимается как точка перехода необъятности вселенной к родному дому. Таким образом, с художественной точки зрения, осуществляется объединение двух символов – Байтерека и Шанырака. В основании Байтерека заложен орнамент в виде птичьих крыльев, восходящий к стилизованному изображению мифической птицы «Самрук».
Эта идея является ключевой в символическом оформлении левого берега (тень от парящей птицы «Самрук», вылетающей из гнезда, распростерта на Президентском парке). Все пространство герба разбито на два кольца, также имеющих образное объяснение. Внешнее кольцо представляет из себя глубинный пласт истории великой степи. Красный цвет внешнего кольца восходит к очищающей силе Огня. В огне тюрки видели жизненную стихию, с которым ассоциировались представления о рождении, росте и развитии. Огонь очага считался частицей солнца. Также красная кайма символизирует пламенные ворота, пройдя через которые каждый очищается духом и наполняется силой. Часто красный цвет выбирался кочевниками для воинского знамени, символизируя ратную доблесть и ярость победы. А внутреннее кольцо содержит новейшие символы независимости Казахстана и величия Астаны.
Цвет «Небесная лазурь» – является цветом государственного флага, подчеркивая центральное место идеи независимости в национальной идеологии. Изображение Байтерека совмещенное с шаныраком является свидетельством преемственности истории современного Казахстана. В гербе есть несколько других элементов, которые гармонируют с основными. Зеленая окантовка используется как декоративный элемент и несет идею весеннего благоденствия и неувядающей юности. В оформлении нижнего титульного сегмента, несущего надпись «Nur-Sultan» (до 2019 года – “Астана”), присутствуют симметричные линии. Каждая из линий это стилизованный «уы?», что дополняет образ шанырака венчающем композицию.
Герб выполнен с соблюдением канонов международной геральдической символики. Цвет и графические приёмы передают идейно-смысловое содержание герба, в котором в символическом виде отражены исторические события из жизни города, связанные с личностями, сыгравшими решающую роль в приобретении государственной независимости и развитии страны.
Автором концепции и эскиза нового герба является первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Все изменения названия города в 2019 и 2022 гг. – отображались и в гербе, и на флаге. – в 2019 г., когда город был переименован в Нур-Султан, – в гербе была надпись латиницей “NUR-SULTAN”, а до 2019 г. кириллицей – “АСТАНА”; – с 2022 г. надпись латиницей – “ASTANA”.
Герб был утвержден на 16-й внеочередной сессии маслихата Астаны 5 июня 2008 года; изменения внесены решение маслихата Нур-Султана 03 мая 2019 года (надпись “АСТАНА” изменена на “NUR-SULTAN”), с 2022 г. – надпись “ASTANA”.

2019 - 2022 жж Астана қаласының нышаны

2008 - 2019 жж қала атауының ауысына дейінгі қала нышаны
1998 жылғы Астана қаласының нышаны

В основу герба положен круглый восточный щит. В синем поле на фоне пурпурной крепостной стены – белый крылатый сакский барс. Изображение барса представлено в скифско-зверином стиле с золотой короной в виде гололвного убора казахских ханов как отражение верховной освященности истории города, отваги и самоотверженности последнего хана казахов Кенесары, символ мудрости и мужества первого Президента республики, принявшего решение о переносе столицы вновь возрожденного государства. Пурпурная крепостная стена напоминает историю возникновения города как крепости. Белый цвет символизирует чистоту помыслов, благородство. Геральдический щит обрамлен золотой полосой, окантованной с двух сторон золотой каймой. Вверху золотой полосы – шанырак, символ очага казахского народа. С левой и правой стороны на опаясывающей щит полосе – снопы золотых пшеничных колосьев, отражающих символ экономического потенциала регионы, столицы хлебного края. И все это дополняет в нижней части золотой полосы буквенное изображение прямым шрифтом – Астана.
Авторы – Дембай Салауату и Аманжол Чиканаев.
Утвержден в 1998 г.
1990 жылдардағы Астана қаласының нышаны

Герб, использовавшийся в 1990-е годы - с изображением древнего вождя, держащего лук, двух леопардов, круга из звезд, древней крепости и шанырака

Герб города Целиноград, советский период. Проект герба Целинограда был разработан творческой группой московского молодежного патриотического клуба "Родина" под руководством В. Беркута и опубликован в статье А.Домникова и С.Шеремеева "Труд, вкованный в славу города" в журнале "Техника-молодежи!" в 1966 году.
Проекты герб города Акмолинск в XIX в.
В середине XIX в. дважды разрабатывались проекты герба для Акмолинска. Но утвержден в 1878 г. был только герб Акмолинской области, герб для города тогда не был утвержден.

Неутвержденный проект герба Акмолинска, подготовленный в 1868 году:
В зеленом щите серебряный кара-киргизский памятник с 2 остроконечными башнями и куполом в середине, сопровождаемый в главе щита полумесяцем, обращенным вправо. Щит увенчан золотой стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой.
Cчитается, что на гербе изображен Мавзолей бия Нияза (советника хана Аблая), стоявший на возвышении Акмола, где остановился первый отряд, прибывший для строительства Акмолинского укрепления.

Неутвержденный проект герба Акмолинска, подготовленный в 1858 году – в вольной части изображался герб области Сибирских киргизов.

Алматы ауданының нышаны

Сарыарқа ауданының нышаны

Байқоңыр ауданының нышаны